МБОУ "СШ№6"
город Нижневартовск
  • Инклюзивное образование

    Инклюзивное образование

    Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования

    Лист актуализации к паспорту доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования

    Акт обследования объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования к паспорту доступности

    Адаптированная образовательная программа началного общего образования для обучающихся

    Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования (для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья)

    Фото средст доступной среды

    Направление

    Условия, созданные в школе 

    1

    Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

    В школе отсутствуют специальные кабинеты для обучающихся-инвалидов и лиц с ОВЗ.

    Организован свободный доступ к местам занятий. Имеются тактильные таблички с шрифтом Брайля с наименованием помещений здания, пандус перекатной .

    Имеются следующие средства обучения и воспитания, в том числе технические:

    компьютерное оборудование (компьютеры, ноутбуки, интерактивные доски, документ-камеры, веб-камеры, гарнитура, колонки акустические и т.п.).

    2

    Обеспечение доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

    Школа оборудована вспомогательными средствами при входе в школу:

    - пандус;

    - расширены дверные проемы при входе в школу;

    - возле входной двери расположена система вызова помощи сотрудников школы;

    - тактильные таблички с шрифтом Брайля с наименованием помещений здания;

    - ступеньки лестниц обозначены противоскользящей цветной абразивной лентой;

    3

    Условия питания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
     

    Организован свободный доступ к месту приема пищи.

    В школе создаются специальные условия организации питания для обучающихся, имеющих особые медицинские заключения.

    4

    Условия охраны здоровья инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

     Медицинское обслуживание обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями обучения в школе осуществляется на основе договора с городской детской поликлиникой. В школе работает фельдшер.  Имеются медицинский кабинет и процедурная, кабинет логопеда.

    В учреждении неукоснительно соблюдаются санитарно-гигиенические и противоэпидемические режимы функционирования школы. В школе организована работа по профилактике заболеваний. В течение года ведется работа по оздоровлению обучающихся. В летний период организовывается летний пришкольный оздоровительный лагерь.

    В рамках осуществления оздоровительной деятельности имеются объекты спорта: большой спортивный зал, малый спортивный зал,  бассейн, лыжная база, спортивная площадка.

    При необходимости, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья могут получить психологическую и другую консультативную помощь в школе.

    Составлены индивидуальные учебные планы для обучающихся-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями, которые обучаются на дому.

    5

    Электронные образовательные ресурсы, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

    В библиотеке имеются электронные образовательные ресурсы. Обеспечен свободный доступ к справочно-библиографическому аппарату библиотеки, к сети Интернет.  

    6

    Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

    Имеются следующие специальные средства обучения и воспитания, в том числе технические:

    компьютерное оборудование (компьютеры, ноутбуки, интерактивные доски, документ-камеры, веб-камеры, гарнитура, колонки акустические и т.п.).

    Нормативная документация

    Распоряжение Министерства просвещения РФ от 9 сентября 2019 г. N Р-93 "Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации"

    Распоряжение от 6 августа 2020 №Р-75 Об утверждении примерного положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность

    Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) Об образовании в Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021)

    Постановление от 13 декабря 2013 г. N 543-п "Об организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в  Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"

    Закон ХМАО Югры "О мерах по обеспечению прав детей-инвалидов на воспитание, обучение и образование, прав инвалидов на образование и о компенсацией затрат муниципальным дошкольным образовательным организациям, реализующим образовательную программу дошкольного образования за присмотр и уход за детьми-инвалидами в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"

    ПОЛОЖЕНИЕ о психолого-педагогическом консилиуме

    ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОКАЗАНИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В МБОУ «СШ №6»


    Дети должны учиться вместе
    о психолого-педагогическом консилиуме

    В России для детей с инвалидностью создана и успешно функционирует система специального образования. В этих учреждениях созданы особые условия для занятий с такими детьми, работают врачи, специальные педагоги. Но во многом из-за обособленности специальных/коррекционных образовательных учреждений уже в детстве происходит разделение общества на здоровых и инвалидов. В результате обучения детей-инвалидов в специальных условиях – конкурентность их на образовательном рынке низкая и тяга к продолжению образования невелика по сравнению с выпускниками обычных общеобразовательных школ.

    Альтернатива такой системы – совместное обучение ребят с ограничениями физического развития и детей без инвалидности в обычных, общеобразовательных школах.

    Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.

    В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

    Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования так же становится одним из главных в российской образовательной политике. Положения об инклюзивном образовании закреплены в российских государственных документах (Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и т.д.).

    Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, вне зависимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.

    Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.

    Восемь принципов инклюзивного образования:

    1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
    2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
    3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
    4. Все люди нуждаются друг в друге.
    5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
    6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
    7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
    8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

    Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.

    Текущее российское законодательство в области инклюзивного образования.

    На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом № 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

    В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.

    Инклюзивное образование в Нижневартовске

    Базовые образовательные организации для реализации образовательных программ общего образования, обеспечивающих совместное воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих нарушений развития:

    • МБОУ ДСКВ № 17 "Ладушки", МБОУ "СОШ № 12", МБОУ "СОШ № 25": организация инклюзивного образования детей с ОВЗ с нарушением зрения.
    • МБОУ ДСКВ № 44 "Золотой ключик", МБОУ "СОШ № 29", МБОУ "СОШ № 42": организация инклюзивного образования детей с ОВЗ с нарушением опорно-двигательного аппарата.
    • МБОУ "СОШ № 1", МБОУ "СОШ № 8", МБОУ "СОШ № 14": организация обучения детей с ОВЗ с задержкой психического развития.
    • МБОУ "СОШ № 3", МБОУ "СОШ № 6", МБОУ "СОШ № 15": организация обучения детей с ОВЗ в классах компенсирующего обучения.

    (На основании приказа департамента образования администрации города от 23.04.2013 №200 «Об определении базовых учреждений для реализации образовательных программ общего образования, обеспечивающих совместное воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих нарушений развития»)

    Для реализации инклюзивного образования открыты:

    - 90 групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи;

    - 12 групп компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения;

    - 27 групп компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития;

    - 1 группа компенсирующей направленности для детей с умственной отсталостью;

    - 15 групп для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата;

    - 10 групп для детей с бронхолёгочной патологией и аллергическими реакциями;

    - 12 групп для детей с невротическими реакциями;

    - 12 групп для детей гастропатологией и эндокринными заболеваниями;

    - 3 класса компенсирующего обучения в муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 15»;

    - 2 коррекционных класса VII вида для детей с задержкой психического развития на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 14» и 1 класс в муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 8»;

    - на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 29» продолжается реализация проекта «Школа дистанционной поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья».

                                                         

    Государственная программа "Доступная среда"

    Министерство труда и социальной защиты завершило работу над креативной концепцией «Проблемы детей-инвалидов, в том числе девочек-инвалидов». Предлагаем просмотреть рекламно-информационные материалы общественно-просветительской кампании, которая призвана сформировать толерантное отношение к инвалидам и доброжелательное отношение к семьям с детьми-инвалидами. 

    Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития, с учетом индивидуальных  психофизических особенностей несовершеннолетнего (слабовидящий) (вариант 7.1)

    Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития по варианту 7.2. ФГОС НОО ОВЗ

    Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса

    7.1 Учебные кабинеты

    7.2 Объекты для проведения практических занятий

    7.3 Библиотека

    7.4 Объекты спорта

    7.5 Условия питания обучающихся

    7.6 Охрана здоровья обучающегося

    7.7 Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным системам

    7.8 Электронные образовательные ресурсы

    7.9  Условия организации обучения 

    7.10 Наличие общежития, интернета, в  соответствии с Уставом МБОУ "СШ №6" общежитие, интернат,  образовательной организацией не предоставляются

    Информация о приспособленности для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

    наличие адаптированных лифтов (не имеется)
    наличие адаптированных поручней (имеется)
    наличие расширенных дверных проемов (имеется)
    наличие сменных кресел-колясок (имеется)
    наличие специально оборудованных для инвалидов санитарно-гигиенических помещений (не имеется)

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie