Инклюзивное образование
Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования
Акт обследования объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования к паспорту доступности
Адаптированная образовательная программа началного общего образования для обучающихся
№ |
Направление |
Условия, созданные в школе |
1 |
Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
В школе отсутствуют специальные кабинеты для обучающихся-инвалидов и лиц с ОВЗ. Организован свободный доступ к местам занятий. Имеются тактильные таблички с шрифтом Брайля с наименованием помещений здания, пандус перекатной . Имеются следующие средства обучения и воспитания, в том числе технические: компьютерное оборудование (компьютеры, ноутбуки, интерактивные доски, документ-камеры, веб-камеры, гарнитура, колонки акустические и т.п.). |
2 |
Обеспечение доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
Школа оборудована вспомогательными средствами при входе в школу: - пандус; - расширены дверные проемы при входе в школу; - возле входной двери расположена система вызова помощи сотрудников школы; - тактильные таблички с шрифтом Брайля с наименованием помещений здания; - ступеньки лестниц обозначены противоскользящей цветной абразивной лентой; |
3 |
Условия питания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
Организован свободный доступ к месту приема пищи. В школе создаются специальные условия организации питания для обучающихся, имеющих особые медицинские заключения. |
4 |
Условия охраны здоровья инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
Медицинское обслуживание обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями обучения в школе осуществляется на основе договора с городской детской поликлиникой. В школе работает фельдшер. Имеются медицинский кабинет и процедурная, кабинет логопеда. В учреждении неукоснительно соблюдаются санитарно-гигиенические и противоэпидемические режимы функционирования школы. В школе организована работа по профилактике заболеваний. В течение года ведется работа по оздоровлению обучающихся. В летний период организовывается летний пришкольный оздоровительный лагерь. В рамках осуществления оздоровительной деятельности имеются объекты спорта: большой спортивный зал, малый спортивный зал, бассейн, лыжная база, спортивная площадка. При необходимости, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья могут получить психологическую и другую консультативную помощь в школе. Составлены индивидуальные учебные планы для обучающихся-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями, которые обучаются на дому. |
5 |
Электронные образовательные ресурсы, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
В библиотеке имеются электронные образовательные ресурсы. Обеспечен свободный доступ к справочно-библиографическому аппарату библиотеки, к сети Интернет. |
6 |
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
Имеются следующие специальные средства обучения и воспитания, в том числе технические: компьютерное оборудование (компьютеры, ноутбуки, интерактивные доски, документ-камеры, веб-камеры, гарнитура, колонки акустические и т.п.). |
Нормативная документация
Постановление от 13 декабря 2013 г. N 543-п "Об организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"
Закон ХМАО Югры "О мерах по обеспечению прав детей-инвалидов на воспитание, обучение и образование, прав инвалидов на образование и о компенсацией затрат муниципальным дошкольным образовательным организациям, реализующим образовательную программу дошкольного образования за присмотр и уход за детьми-инвалидами в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"
ПОЛОЖЕНИЕ о психолого-педагогическом консилиуме
ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОКАЗАНИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В МБОУ «СШ №6»
Дети должны учиться вместе
о психолого-педагогическом консилиуме
В России для детей с инвалидностью создана и успешно функционирует система специального образования. В этих учреждениях созданы особые условия для занятий с такими детьми, работают врачи, специальные педагоги. Но во многом из-за обособленности специальных/коррекционных образовательных учреждений уже в детстве происходит разделение общества на здоровых и инвалидов. В результате обучения детей-инвалидов в специальных условиях – конкурентность их на образовательном рынке низкая и тяга к продолжению образования невелика по сравнению с выпускниками обычных общеобразовательных школ.
Альтернатива такой системы – совместное обучение ребят с ограничениями физического развития и детей без инвалидности в обычных, общеобразовательных школах.
Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования так же становится одним из главных в российской образовательной политике. Положения об инклюзивном образовании закреплены в российских государственных документах (Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и т.д.).
Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, вне зависимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.
Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.
Восемь принципов инклюзивного образования:
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
- Каждый человек способен чувствовать и думать.
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
- Все люди нуждаются друг в друге.
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.
Текущее российское законодательство в области инклюзивного образования.
На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом № 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.
Инклюзивное образование в Нижневартовске
Базовые образовательные организации для реализации образовательных программ общего образования, обеспечивающих совместное воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих нарушений развития:
- МБОУ ДСКВ № 17 "Ладушки", МБОУ "СОШ № 12", МБОУ "СОШ № 25": организация инклюзивного образования детей с ОВЗ с нарушением зрения.
- МБОУ ДСКВ № 44 "Золотой ключик", МБОУ "СОШ № 29", МБОУ "СОШ № 42": организация инклюзивного образования детей с ОВЗ с нарушением опорно-двигательного аппарата.
- МБОУ "СОШ № 1", МБОУ "СОШ № 8", МБОУ "СОШ № 14": организация обучения детей с ОВЗ с задержкой психического развития.
- МБОУ "СОШ № 3", МБОУ "СОШ № 6", МБОУ "СОШ № 15": организация обучения детей с ОВЗ в классах компенсирующего обучения.
(На основании приказа департамента образования администрации города от 23.04.2013 №200 «Об определении базовых учреждений для реализации образовательных программ общего образования, обеспечивающих совместное воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих нарушений развития»)
Для реализации инклюзивного образования открыты:
- 90 групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи;
- 12 групп компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения;
- 27 групп компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития;
- 1 группа компенсирующей направленности для детей с умственной отсталостью;
- 15 групп для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата;
- 10 групп для детей с бронхолёгочной патологией и аллергическими реакциями;
- 12 групп для детей с невротическими реакциями;
- 12 групп для детей гастропатологией и эндокринными заболеваниями;
- 3 класса компенсирующего обучения в муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 15»;
- 2 коррекционных класса VII вида для детей с задержкой психического развития на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 14» и 1 класс в муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 8»;
- на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 29» продолжается реализация проекта «Школа дистанционной поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья».
Государственная программа "Доступная среда"
Министерство труда и социальной защиты завершило работу над креативной концепцией «Проблемы детей-инвалидов, в том числе девочек-инвалидов». Предлагаем просмотреть рекламно-информационные материалы общественно-просветительской кампании, которая призвана сформировать толерантное отношение к инвалидам и доброжелательное отношение к семьям с детьми-инвалидами.
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
7.1 Учебные кабинеты
7.2 Объекты для проведения практических занятий
7.3 Библиотека
7.4 Объекты спорта
7.5 Условия питания обучающихся
7.6 Охрана здоровья обучающегося
7.7 Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным системам
7.8 Электронные образовательные ресурсы
7.9 Условия организации обучения
7.10 Наличие общежития, интернета, в соответствии с Уставом МБОУ "СШ №6" общежитие, интернат, образовательной организацией не предоставляются
Информация о приспособленности для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
наличие адаптированных лифтов (не имеется)
наличие адаптированных поручней (имеется)
наличие расширенных дверных проемов (имеется)
наличие сменных кресел-колясок (имеется)
наличие специально оборудованных для инвалидов санитарно-гигиенических помещений (не имеется)